Одно из важнейших изменений в образовательной политике современной России связано с углублением дифференциации обучения. Выдвинутый еще Я.А. Коменским тезис «учить всех и всему» уступает место новой доктрине: школа должна вооружать учащихся знаниями, максимально соответствующими их способностям и возможностям. Возводимая сегодня в стране конструкция профильного образования на старшем этапе обучения в школе призвана дать ребенку то, чего он был еще недавно лишен, – подготовку к своей будущей профессии, к жизненной борьбе, к конкуренции, в которую он вступит по выходу из школы. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению предполагает решение некоторых задач: - Удовлетворить образовательные потребности выпускников.
- Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов.
- Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников.
- Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными склонностями и потребностями.
- Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Эксперимент по введению профильного образования начался в России с 2003 года, в рамках Федеральной целевой программы повсеместный переход на профильное образование в старшей школе должен был быть завершен к 2010 году. Наша школа имеет свою историю на этом пути. Согласно поставленных задач в 2012-2013 учебном году сформированы профили: Социально-гуманитарный профиль реализуется 11а классе. На базовом уровне изучаются иностранный язык, математика, информатики и ИКТ, право, биология, физика, химия, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности; на профильном уровне - русский язык, литература, история, обществознание. Социально-экономический профиль обучения реализуется в 10 и 11б классах. Обязательные базовые учебные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, история, информатика и ИКТ, биология, физика, химия, география в 10 классе, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности Профильные учебные предметы: математика, обществознание, география в 11б классе, экономика. Химико-биологический профиль обучения реализуется в 11а классе. Обязательные учебные предметы на базовом уровне: русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, право, информатика и ИКТ, география, физика, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. Профильный уровень обучения представлен такими предметами: математика, химия, биология. Физико-математический профиль реализуется в 11а классе. Обязательные учебные предметы на базовом уровне: русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, биология, химия, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности; профильные учебные предметы: математика, информатика и ИКТ, физика. Физико-химический профиль реализуется в 10 классе. Обязательные учебные предметы на базовым уровне: русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, биология, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, профильные учебные предметы: математика, химия, физика. Оборонно-спортивный профиль реализуется в 10 и 11б классах. Обязательные учебные предметы на базовом уровне: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, история, обществознание, право, физика, биология, химия. география; профильные учебные предметы: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. |